История автомобилей Bertone

За 102 года ателье Bertone выпустило несколько очень красивых автомобилей. И не только: стилистический центр дал путевку в жизнь некоторым известнейшим дизайнерам, от Гандини до Джуджаро. Вот как развивалась история легендарной марки по десятилетиям.

Alfa Romeo Giulietta Sprint Bertone, 1954 г.
Alfa Romeo Giulietta Sprint Bertone, 1954 г.
Abarth 1500 Biposto BAT Bertone, 1952 г.
Abarth 1500 Biposto BAT Bertone, 1952 г.

1912 г.Джованни Бертоне открывает мастерскую в Турине, на улице Вилларбассе, 32, где с тремя рабочими создает и ремонтирует экипажи.

1921г.Появляется первый автомобиль Bertone (у фирмы 20 работников, она переехала на улицу Монджиневро, 119) – спортивное торпедо на шасси SPA 23S.

20-егоды.Bertone производит ограниченные серии (а также автобусы и грузовики) для Lancia. Также сотрудничает с Fiat (501 Sport) и другими, уже исчезнувшими марками: Itala, Diatto, Ballot, Ansaldo, Chiribiri и т. д.

30-егоды.Нуччо (рожден в 1914 году) начинает официально работать в фирме. Его первое творение – кабриолет на шасси fiat 508 Balilla. Через год Bertone переезжает на завод площадью 3000 кв. м на проспекте Пескьера, 225, где создает несерийные автомобили, особенно для Fiat и Lancia. Ardita 527s 2500 выпуска 1939 года стала вехой в автомобильном дизайне той эпохи.

40-егоды.Во время войны Bertone занималась военными машинами. В послевоенное время фирма делала проекты на базе моделей Fiat, среди которых гоночный 1100 Stanguellini. Упоминания заслуживает и Lancia Aprilia Cabriolet. С конца десятилетия Нуччо начинает участвовать в гонках, в том числе на Fiat 500 barchetta, которую сам и создал.

50-егоды.Bertone начинает производить MG и Bristol. Франко Скальоне рисует три B.A.T. На базе Alfa Romeo 1900 Sprint (1953-1955) и Giulietta Sprint (1954, производилась до 1965 года, тираж – 40 000 экземпляров), но также вариации Abarth, Aston Martin, Bentley, Ford, Jaguar, Maserati… в 1959 году – переезд в Грульяско и начало сотрудничества с Джорджетто Джуджаро.

Alfa Romeo Giulietta Sprint Bertone, 1954 г.
Alfa Romeo Giulietta Sprint Bertone, 1954 г.

1960-1964гг.Первое творение молодого Джуджаро в 1960-м – Alfa Romeo 2000 Sprint (превратившаяся в 1962 году в 2600 sprint). За ней последовали Ferrari 250 GT, Aston Martin DB4 GT и 5000 GT, а кроме того, несколько стилистических решений, определивших дизайн итальянских гран туризмо. Консультирование автопроизводителей (часто и мелкосерийное производство) развивается параллельно с проектами Simca 1000 Coupe и BMW 3200 CS. Между 1961 и 1962 годами завершается неудачный опыт с Ferrarina/ASA 1000. К тому же периоду относятся Iso-Risolta (внизу – Grifo) и Corvair Testudo. В 1963-м – Giulia Sprint GT, в 1964-м – Canguro на базе TZ.

60071254
Concept Car, Bertone Carabo, based on Alfa Romeo 33 Stradale, 1968

1965-1969 гг. В 1965-м успех Fiat 850 Spider потребовал увеличить выпуск до 120 автомобилей в день (всего до 1972 года – 140 000 экземпляров). В том году Марчелло Гандини заменяет Джуджаро и на следующий рисует Miura – первый и сразу яркий плод сотрудничества с Lamborghini. За этим последует прототип marzal (1967), Miura Roadster и Espada (1968). Продолжается консультирование Alfa Romeo (Montreal Concept, 1750, Alfetta), BMW, Fiat (Dino Coupe, 128). Начинается работа с Audi. Множество уникальных творений, среди них Carabo на базе Alfa 33.

1970-1974 гг. Звезда 1970-го – сенсационный Stratos Zero с мотором Lancia Fulvia 1.6 HF (дорожная версия, королева ралли появится в 1971-м). Тогда у Bertone насчитывалось 1500 работников, а площадь завода в Грульяско – 267 000 кв. м. Из плодотворного сотрудничества с Lamborghini родились Jarama и Urraco, к которым прибавились Countach lP 500 (1971) и lP 400 (1973) и концепт Bravo (1974). В 1972 году умирает Джованни Бертоне, открывает двери центр стиля в Каприе, Марк Дешам пополняет команду, дебютируют Fiat X1/9 (160 000 экземпляров до 1988 года) и Maserati Khamsin. В 1973-м черед Fiat Dino 308 GT4, в 1974-м – прототипа Quattroporte II, Audi 50 и Mini 90/120. Среди стилистических предложений – Camargue на базе Citroёn GS и NSU Trapeze.

1975-1979 гг. В 1976-м выходит модель 264 TE – плод соглашения с Volvo, поручившей в 1977-м Bertone производство модели 262 C. Карроццерия готовит Navajo на базе AR 33/2; двухместный спайдер Rainbow на шасси Dino, превратившийся в Jaguar Ascot; Sibilo – футуристический вариант Stratos; Tundra, прототип на базе Volvo 343. В 1979 году дебютирует Fiat Ritmo Cabrio.

56061827
Concept Car, Bertone Jaguar Ascot (based on the XJS), 1977

80-е годы. Десятилетие открывают nuova Innocenti Mille и Lamborghini Athon (первая работа марка Дешама на посту Шефдизайнера), за которым в 1981-м следует Jalpa и Шоукар Genesis в 1988-м. Для Mazda итальянцы создают MX-81 (1981); для Citroёn – BX (1982), концепт Zabrus (1986) и XM (1989). В 1985 году Volvo и Opel доверяют производство полного цикла 780 и Kadett Cabriolet. В 1987-м дебютирует Skoda Favorit. На базе Alfa Romeo рождаются в 1983 году купе Delfino и Alfa 90, рестайлинг Alfetta. Ramarro 1984 года – экспериментальный автомобиль на шасси Chevrolet Corvette, Freeclimber – внедорожник на базе Daihatsu Rocky. В 80-х годах помимо производства Bertone занимается продажей Ritmo Cabrio и X1/9.

90-е годы. Среди серийных автомобилей надо упомянуть Citroёn ZX и Xantia, Opel Astra Cabrio и Coupe, Fiat Punto Cabrio. Среди прототипов – Blitz (электро), Z.E.R. и Karisma. В 1992 г. Дешам оставляет пост Шефдизайнера Д’амброзио и Пальяно. В 1996 году директором по стилю становится Роберто Пьятти. 26 февраля 1997 года умирает Нуччо Бертоне.

2000-2004 гг. На первом женевском автосалоне нового тысячелетия Bertone представляет Astra Cabrio на базе Coupе, вышедшего годом ранее. Но самый важный серийный автомобиль пятилетия – Fiat Panda 2003 года. За ним последовала Alfa Romeo GT. Среди концептов – Filo (2001 год, на базе Opel Zafira), Novanta (2002 год, Saab 9-5) и Birusa (2003 год, BMW z8).

2005-2009 гг.В 2006 году уходит Роберто Пьятти. На его место приходит Дэвид Уилки. В серию – Mini Cooper S JWC GT; на стенды салонов – Barchetta (на базе Fiat Panda 1000) и b.a.t. 11 (наследник шоу-кара полувековой давности). Но дела идут плохо: производственные заказы сокращаются. В 2007 году некоторые кредиторы требуют банкротства. В апреле 2008-го Bertone переходит под внешнее управление, год спустя уступает Fiat завод в Грульяско. Во главе Bertone Stile, не попавшей под процедуру, становится Майк Робинсон.

2010-2013 гг. Pandion, прототип на базе Alfa Romeo, – первое предложение Майка Робинсона. За ним следуют другие концепты: Jaguar B 99, а к столетию фирмы (2012 год) – Nuccio Bertone, показанный в Пекине. Последним творением Bertone стал Aston Martin Rapide, уникальный экземпляр в кузове Shooting Brake, заказанный частным коллекционером.

Свежайший плод тендера 2013 года, Baic D50 на базе Saab 9.3, был представлен на пекинском автосалоне в апреле и тут же пошел в продажу.

От нового серийного седана D50 для КНР до последнего «итальянца», дошедшего до производства, Alfa GT «украденная» Alfa когда в 2003 году Bertone создала дизайн, она же и надеялась получить контракт на производство. Но Alfa Romeo начала собирать GT на своем заводе.

Представленный в 2010 году в Женеве Pandion вызвал огромный интерес прежде всего своей огромной дверью гильотинного типа. Концепт, в начале 2013 года отправившийся в тур по арабским странам, в августе вернулся в порт Генуи, но так там и остался, потому что никто не позаботился о таможенной очистке, хотя она и обошлась бы всего в несколько тысяч евро. И теперь, так как Bertone заключил соглашение, на растаможку требуется разрешение суда.

Частички истории Лилли Бертоне рядом с легендарной Lamborghini Miura, одним из сокровищ музея Bertone. Собрание также перейдет арабскому фонду.Все права на брэнд Bertone,после смерти Нуччоперешли в 1997 г. к его жене — Лилли Бертоне. Как руководитель она отличилась хваткой и решительностью, а также презрением к искусству дипломатии. Мужу она обещала, что фирма доживет до ста лет. И это удалось, хотя и была процедура банкротства в 2008 году, вызвавшая уступку производственного аппарата. В результате того дела ее обязали возместить вместе с другими тогдашними руководителями фирмы 4,5 млн евро.

Другие заметки автомобильной тематики

Исторические факты про внедорожники Многие любители внедорожников благодарны создателям этих машин. Как же начиналась история этих автомобилей. А началось все с нехватки автомобилей для армии. В 1938 году в Америке был объявлен к...
История марки Delahaye Когда говорят Дэлайе – подразумевают красивейшие кузова, с плавными, аэродинамически выверенными линиями, которые до сих пор волную глаза автолюбителей. На всех автовыставках, больших и маленьких, кол...
История Ferrari 375 MM Это чудо инженерной мысли 50-х годов создавалось в ангарах конструкторного отдела Феррари, дабы утвердить неоспоримое превосходство "итальянского жеребца" на европейских гоночных треках. Секретное ору...
Суеверия водителей Еще из древних времен пришли в нашу жизнь приметы и суеверия, сбором их занимались наши предки. На каждую вещь или предмет обращалось внимание, а затем их одушевляли. Каждый звук или действие имело св...

Ответить

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Заполните обязательные поля, помеченные *