За 102 года ателье Bertone выпустило несколько очень красивых автомобилей. И не только: стилистический центр дал путевку в жизнь некоторым известнейшим дизайнерам, от Гандини до Джуджаро. Вот как развивалась история легендарной марки по десятилетиям.


1912 г.Джованни Бертоне открывает мастерскую в Турине, на улице Вилларбассе, 32, где с тремя рабочими создает и ремонтирует экипажи.
1921г.Появляется первый автомобиль Bertone (у фирмы 20 работников, она переехала на улицу Монджиневро, 119) – спортивное торпедо на шасси SPA 23S.
20-егоды.Bertone производит ограниченные серии (а также автобусы и грузовики) для Lancia. Также сотрудничает с Fiat (501 Sport) и другими, уже исчезнувшими марками: Itala, Diatto, Ballot, Ansaldo, Chiribiri и т. д.
30-егоды.Нуччо (рожден в 1914 году) начинает официально работать в фирме. Его первое творение – кабриолет на шасси fiat 508 Balilla. Через год Bertone переезжает на завод площадью 3000 кв. м на проспекте Пескьера, 225, где создает несерийные автомобили, особенно для Fiat и Lancia. Ardita 527s 2500 выпуска 1939 года стала вехой в автомобильном дизайне той эпохи.
40-егоды.Во время войны Bertone занималась военными машинами. В послевоенное время фирма делала проекты на базе моделей Fiat, среди которых гоночный 1100 Stanguellini. Упоминания заслуживает и Lancia Aprilia Cabriolet. С конца десятилетия Нуччо начинает участвовать в гонках, в том числе на Fiat 500 barchetta, которую сам и создал.
50-егоды.Bertone начинает производить MG и Bristol. Франко Скальоне рисует три B.A.T. На базе Alfa Romeo 1900 Sprint (1953-1955) и Giulietta Sprint (1954, производилась до 1965 года, тираж – 40 000 экземпляров), но также вариации Abarth, Aston Martin, Bentley, Ford, Jaguar, Maserati… в 1959 году – переезд в Грульяско и начало сотрудничества с Джорджетто Джуджаро.

1960-1964гг.Первое творение молодого Джуджаро в 1960-м – Alfa Romeo 2000 Sprint (превратившаяся в 1962 году в 2600 sprint). За ней последовали Ferrari 250 GT, Aston Martin DB4 GT и 5000 GT, а кроме того, несколько стилистических решений, определивших дизайн итальянских гран туризмо. Консультирование автопроизводителей (часто и мелкосерийное производство) развивается параллельно с проектами Simca 1000 Coupe и BMW 3200 CS. Между 1961 и 1962 годами завершается неудачный опыт с Ferrarina/ASA 1000. К тому же периоду относятся Iso-Risolta (внизу – Grifo) и Corvair Testudo. В 1963-м – Giulia Sprint GT, в 1964-м – Canguro на базе TZ.

1965-1969 гг. В 1965-м успех Fiat 850 Spider потребовал увеличить выпуск до 120 автомобилей в день (всего до 1972 года – 140 000 экземпляров). В том году Марчелло Гандини заменяет Джуджаро и на следующий рисует Miura – первый и сразу яркий плод сотрудничества с Lamborghini. За этим последует прототип marzal (1967), Miura Roadster и Espada (1968). Продолжается консультирование Alfa Romeo (Montreal Concept, 1750, Alfetta), BMW, Fiat (Dino Coupe, 128). Начинается работа с Audi. Множество уникальных творений, среди них Carabo на базе Alfa 33.
1970-1974 гг. Звезда 1970-го – сенсационный Stratos Zero с мотором Lancia Fulvia 1.6 HF (дорожная версия, королева ралли появится в 1971-м). Тогда у Bertone насчитывалось 1500 работников, а площадь завода в Грульяско – 267 000 кв. м. Из плодотворного сотрудничества с Lamborghini родились Jarama и Urraco, к которым прибавились Countach lP 500 (1971) и lP 400 (1973) и концепт Bravo (1974). В 1972 году умирает Джованни Бертоне, открывает двери центр стиля в Каприе, Марк Дешам пополняет команду, дебютируют Fiat X1/9 (160 000 экземпляров до 1988 года) и Maserati Khamsin. В 1973-м черед Fiat Dino 308 GT4, в 1974-м – прототипа Quattroporte II, Audi 50 и Mini 90/120. Среди стилистических предложений – Camargue на базе Citroёn GS и NSU Trapeze.
1975-1979 гг. В 1976-м выходит модель 264 TE – плод соглашения с Volvo, поручившей в 1977-м Bertone производство модели 262 C. Карроццерия готовит Navajo на базе AR 33/2; двухместный спайдер Rainbow на шасси Dino, превратившийся в Jaguar Ascot; Sibilo – футуристический вариант Stratos; Tundra, прототип на базе Volvo 343. В 1979 году дебютирует Fiat Ritmo Cabrio.

80-е годы. Десятилетие открывают nuova Innocenti Mille и Lamborghini Athon (первая работа марка Дешама на посту Шефдизайнера), за которым в 1981-м следует Jalpa и Шоукар Genesis в 1988-м. Для Mazda итальянцы создают MX-81 (1981); для Citroёn – BX (1982), концепт Zabrus (1986) и XM (1989). В 1985 году Volvo и Opel доверяют производство полного цикла 780 и Kadett Cabriolet. В 1987-м дебютирует Skoda Favorit. На базе Alfa Romeo рождаются в 1983 году купе Delfino и Alfa 90, рестайлинг Alfetta. Ramarro 1984 года – экспериментальный автомобиль на шасси Chevrolet Corvette, Freeclimber – внедорожник на базе Daihatsu Rocky. В 80-х годах помимо производства Bertone занимается продажей Ritmo Cabrio и X1/9.
90-е годы. Среди серийных автомобилей надо упомянуть Citroёn ZX и Xantia, Opel Astra Cabrio и Coupe, Fiat Punto Cabrio. Среди прототипов – Blitz (электро), Z.E.R. и Karisma. В 1992 г. Дешам оставляет пост Шефдизайнера Д’амброзио и Пальяно. В 1996 году директором по стилю становится Роберто Пьятти. 26 февраля 1997 года умирает Нуччо Бертоне.
2000-2004 гг. На первом женевском автосалоне нового тысячелетия Bertone представляет Astra Cabrio на базе Coupе, вышедшего годом ранее. Но самый важный серийный автомобиль пятилетия – Fiat Panda 2003 года. За ним последовала Alfa Romeo GT. Среди концептов – Filo (2001 год, на базе Opel Zafira), Novanta (2002 год, Saab 9-5) и Birusa (2003 год, BMW z8).
2005-2009 гг.В 2006 году уходит Роберто Пьятти. На его место приходит Дэвид Уилки. В серию – Mini Cooper S JWC GT; на стенды салонов – Barchetta (на базе Fiat Panda 1000) и b.a.t. 11 (наследник шоу-кара полувековой давности). Но дела идут плохо: производственные заказы сокращаются. В 2007 году некоторые кредиторы требуют банкротства. В апреле 2008-го Bertone переходит под внешнее управление, год спустя уступает Fiat завод в Грульяско. Во главе Bertone Stile, не попавшей под процедуру, становится Майк Робинсон.
2010-2013 гг. Pandion, прототип на базе Alfa Romeo, – первое предложение Майка Робинсона. За ним следуют другие концепты: Jaguar B 99, а к столетию фирмы (2012 год) – Nuccio Bertone, показанный в Пекине. Последним творением Bertone стал Aston Martin Rapide, уникальный экземпляр в кузове Shooting Brake, заказанный частным коллекционером.
Свежайший плод тендера 2013 года, Baic D50 на базе Saab 9.3, был представлен на пекинском автосалоне в апреле и тут же пошел в продажу.
От нового серийного седана D50 для КНР до последнего «итальянца», дошедшего до производства, Alfa GT «украденная» Alfa когда в 2003 году Bertone создала дизайн, она же и надеялась получить контракт на производство. Но Alfa Romeo начала собирать GT на своем заводе.
Представленный в 2010 году в Женеве Pandion вызвал огромный интерес прежде всего своей огромной дверью гильотинного типа. Концепт, в начале 2013 года отправившийся в тур по арабским странам, в августе вернулся в порт Генуи, но так там и остался, потому что никто не позаботился о таможенной очистке, хотя она и обошлась бы всего в несколько тысяч евро. И теперь, так как Bertone заключил соглашение, на растаможку требуется разрешение суда.
Частички истории Лилли Бертоне рядом с легендарной Lamborghini Miura, одним из сокровищ музея Bertone. Собрание также перейдет арабскому фонду.Все права на брэнд Bertone,после смерти Нуччоперешли в 1997 г. к его жене — Лилли Бертоне. Как руководитель она отличилась хваткой и решительностью, а также презрением к искусству дипломатии. Мужу она обещала, что фирма доживет до ста лет. И это удалось, хотя и была процедура банкротства в 2008 году, вызвавшая уступку производственного аппарата. В результате того дела ее обязали возместить вместе с другими тогдашними руководителями фирмы 4,5 млн евро.