История марки Delahaye

Когда говорят Дэлайе – подразумевают красивейшие кузова, с плавными, аэродинамически выверенными линиями, которые до сих пор волную глаза автолюбителей. На всех автовыставках, больших и маленьких, коллекционеры выставляют свои экземпляры хорошо сохранившихся Дэлайе. Просто пройти мимо изящного кузова не удастся – ведь их созданием занимались лучшие на то время кузовные мастера – Шапрон, Летурнер, Маршан и другие. Сам завод Дэлайе производил только шасси с мотором и коробкой передач, а вот созданием кузовов занимались отдельные мастерские, как это и было принято в те времена.

Delahaye 178 Drophead Coupé, 1949 г.
Delahaye 178 Drophead Coupé, 1949 г.
Delahaye 175 S Roadster, кузов Saoutchik, 1949 г.
Delahaye 175 S Roadster, кузов Saoutchik, 1949 г.

Основание компании

В 1894 году инженер, Эмиль Делайе, основал компанию по производству автомобилей в городе Тур. 1880-е во Франции стало появляться много автомобилей, что не могло не заинтересовать инженера. Его первые автомобили были достаточно простыми по конструкции: Эмиль Делайе брал одно- или двух цилиндровые моторы, а привод к колёсам был в виде клиноремённой передачи. Этим он занимался на протяжении ближайших 8 лет. В 1896 году сам лично принял участие в гонке, благодаря чему поднял продажи своих автомобилей.

Немного позже, в 1898 году ему в голову пришла идея о расширении производства, и он перенёс свою фабрику ближе к Парижу, объединив её с производством Жоржа Моране. Также была расширена линейка продукции – теперь на фабрике производили грузовики и тракторы. В 1901 году Эмиль оставил свою фирму из-за проблем со здоровьем, к тому же у него начались ссоры с компаньонами. К сожалению, дела не пошли на поправку и в 1905 году Эмиль умирает. С его смертью дела в компании идут всё хуже и она всё больше становится похожа на банкрота.

Delahaye 135 MS, кузов Chapron, 1948 г.
Delahaye 135 MS, кузов Chapron, 1948 г.

Закат фирмы и её возрождение

Однако в 1906 году в компанию вдохнул жизнь немец Шарль Вайфенбах. Благодаря железной дисциплине и такой же железной руке бизнесмена, он поднял качество автомобилей и вывел их продажи на должный уровень. Ещё больше была расширена линейка продукции – теперь на фабрике производили автомобили для пожарных, спецтехнику и двигатели для морского транспорта. Всего же насчитывалось около 10 моделей различных автомобилей.
Во время Великой Депрессии продажи авто упали настолько, что руководство подумывало о сворачивании производства легковых автомобилей, оставив в линейке только спецтехнику и морские двигатели. Но всё решил его величество случай. Как-то раз Шарль Вайфенбах беседовал за обедом со своим другом, тоже производителем спортивных автомобилей Этторе Бугатти. Вайфенбах жаловался, что машины плохо продаются, на что Этторе заметил: «ваши машины прекрасны, но они слишком тяжёлые. Им не хватает скорости. Нужно сбросить лишний вес и дела пойдут как по маслу». Вайфенбах запустил на фабрике процесс облегчения автомобилей и дела действительно пошли в гору. Продажи и популярность выросли настолько, что позволили компании не просто выйти из кризиса, а ещё и приобрести другого производителя Delage. Эта компания занималась выпуском дорогих и роскошных автомобилей, но дела шли не очень. Отличные шасси, вкупе с красивейшими кузовами Delage и налаженной клиентской базой позволили Вайфенбаху упрочить своё положение на рынке ещё больше и войти в круг аристократов.

Этот этап можно считать эпохой возрождения и новой жизни – теперь Делайе производили роскошные, лёгкие и быстрые автомобили, которые продавались в Америке и Европе.

Delahaye 235 MS Coupe, 1953 г.
Delahaye 235 MS Coupe, 1953 г.

Война и окончание истории

Однако хорошие времена длились недолго – в сентябре 1939 года началась война и европейцам стало не до аристократических автомобилей. А фирме пришлось снова налаживать выпуск грузовиков. Даже после войны, представив новые модели, компания не смогла выйти на прежний уровень – в Европе после войны было не до роскошных автомобилей. И даже ближе к 1950-м годам, когда дела были уже не так плохи, Дэлайе не могли продавать в нужных количествах – на рынок вышли новые марки, дешевле, быстрее и не хуже по качеству. А люди с деньгами предпочитали Мерседесы и Феррари.

В 1954 году кредиторы потребовали вернуть должное, а недовольные рабочие вынудили Вайфенбаха продать фирму компании «Гочкисс». Но и это не спасло компанию – за 4 месяца не было найдено новых рынков сбыта и компанию пришлось ликвидировать.

Delahaye 165, кузов Figoni et Falaschi, 1939 г.
Delahaye 165, кузов Figoni et Falaschi, 1939 г.

Другие заметки автомобильной тематики

История автомобилей Wartburg На дворе уже относительно давно 21 век, технологии бегут впереди людей, люди пытаются не отставать. Умнейшие инженеры во всем мире разрабатывают новые конструкции автомобилей, их новые разновидности, ...
Спортивные автомобили СССР Отечественные владельцы гоночных автомобилей в большинстве не знают, о том, что ретро автомобили СССР являлись спортивными. Средства транспорта такого класса стали выпускаться еще Царской Россией. Это...
Легенда автоспорта Тацио Джорджо Нуволари Если спросить любого человека, какого гонщика он знает, ответом, скорее всего, будет Михаэль Шумахер. Если проводить опрос среди продвинутой аудитории, то можно услышать ещё несколько известных имён: ...
История автомобилей Bertone За 102 года ателье Bertone выпустило несколько очень красивых автомобилей. И не только: стилистический центр дал путевку в жизнь некоторым известнейшим дизайнерам, от Гандини до Джуджаро. Вот как разв...

Ответить

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Заполните обязательные поля, помеченные *