Сабвуфер своими руками

Акустической системой для воспроизведения частот в звуковом диапазоне от 20 до 120 ГЦ является сабвуфер. Который, в отличие от основной акустической системы, воспроизводит низкие частоты,  не локализуемые человеческим слухом по месту расположения, поэтому устанавливать сабвуфер в автомобиле можно в любом месте. Часто можно столкнуться с вопросом, — можно ли сделать сабвуфер своими руками? Его изготовление — дело несложное. Для начала нам понадобиться приобрести специальные низкочастотные динамики, способные эффективно воспроизводить низкочастотный диапазон от 20 Гц и выше.

сабвуфер в автомобиле

Подбор низкочастотного динамика и сопротивления

Обычно используют следующие НЧ динамики:

  • 6 дюймов, для вспомогательного источника мид – баса;
  • 8 дюймов, для добывания фронтальных басов;
  • 10 дюймов, используют для сабвуферов объемом до двадцати литров;
  • 12 дюймов, наилучший вариант для сабвуферов объемом от 20 до 30 литров;
  • 15 дюймов, как показывает практика, используют для соревнований по SPL, так как не любой автомобиль может вместить в себе сабвуфер объемом от 50 до 100 литров.

Фундаментальное различие сопротивления звуковых катушек определяет закон Ома: чем меньше сопротивление нагрузки, тем выше отдаваемая мощность (но эту мощность должен обеспечить усилитель). В самодельном сабфуфере иногда использут нагрузку в 1-2 Ом, но делают ошибку. При использование такой нагрузки возникают ощутимые потери в качестве звучания.

динамики для сабвуфера

Исходя из практики, рекомендуется выбирать нагрузку от 2 до 4 Ом. Никто не может точно сказать, какой мощности лучше всего использовать НЧ динамики. Но с уверенностью можно сказать, что при выборе динамика, его мощность должна превышать максимальную мощность усилителя, чтобы при работе он не вышел из строя. Также нужно не забывать, что при длительной работе на предельной мощности усилителя, будет снижаться качество звука. Советуем соблюдать баланс.

Акустическое оформление динамика

Первый шаг сделан, а именно покупка динамика, следующей ступенью будет создание виртуального образца сабвуфера, для чего используем компьютерную программу WinISD 0.44 или другую подобную.

Данная программа потребует параметры Тиля – Смолла (параметры динамика), а именно:

  • Fs – частота резонанса;
  • Qts – добротность динамика;
  • Vas – эквивалентный оббьем.

Частота резонанса Fs будет зависеть от конкретного типа ГДН:

  • 35 ГДН Fs = 38 Гц;
  • 50 ГДН Fs = 40 Гц;
  • 75 ГДН Fs = от 20 до 35 ГЦ.

Параметры импортных динамиков можно найти в упомянутой WinISD 0.44 в ее базе данных. При расчете объема ящика самодельного сабвуфера самым важным будет добротность динамика. Этот параметр будет изображать продуктивность динамика на резонансной частоте, а также определит связь между частотой резонанса и передаточной функцией, когда АЧХ горизонтальная. Проблематичным является то, что стандартные динамики ГДН изготовляют в различных местах, и, соответственно, параметры чрезвычайно отличаются.

winisd программа

При расчете необходимо возможные варианты добавить к вероятным вариантам добротности динамика.

Чаще всего в источниках указаны параметры:

  • 35 ГДН -1-8 добротности динамика = 0.4;
  • 35 ГДН -1-4 добротности динамика = 1,5;
  • 50 ГДН -42 добротности динамика = 1,5;
  • 75 ГДН -1-4 добротности динамика = от 0.2 до 0.5.

Vas является не особо значительным при расчете параметров сабвуфера, значение которого позволено считать равным:

  • ГДН 35 = от 40 до 50 л.
  • ГДН 50 = 90 л.
  • ГДН 75 = 80 л.

корпус для сабвуфера

Также при проектирование ящика для автомобильного сабвуфера программа будет требовать такие параметры:

  • Qes – электрическая добротность, ГДН 35 – 0.44; ГДН 75 – 0.31;
  • dia – диаметр диффузора;
  • Qms – механическая добротность, ГДН 35 – 5.8; ГДН 75 – 2.38;
  • Z – сопротивление, указанное в маркировке динамика, ГДН 35 – 1 -4 Z = 4 Ом, ГДН 75 -1-8 Z = 8 Ом;
  • Ре – максимальная шумовая мощность, ГДН 35 Ре = 35 Вт, ГДН 50 Ре = 50 Вт.

Оставшиеся параметры не в такой степени важны, и в WinISD 0.44 можно не уточнять.

Проектирование ящика

Следующей ступенью будет проектирование ящика. В компьютерной программе WinISD 0.44 есть вариант выбора ящиков:

  • ЗЯ (закрытый ящик) является самым легким в планировке и изготовление, но имеющий минусы в КПД, а также нуждается в абсолютной герметизации;
  • ФИ (фазоинвертор) более сложный при расчете, чем ЗЯ, но выдающий большее КПД;
  • БП 4 и БП 6 (бандпас) самый замысловатый в конструирование, но выдающий наибольшее КПБ.

При выборе следует учитывать все сложности в проектировании и изготовлении. В максимальной степени выбор ящика зависит от приобретенного вами динамика.

Рассчитать самодельный сабвуфер поможет программа

Накануне проектирования необходимо в базе данных создать новый динамик, нажав на New, после выбираем Owndrivers, потом опять New, заполняем параметры и нажимаем Ок. Дальше на базе динамика создаем проект. Данная процедура состоит из модифицирования размера ящика и настроек ФИ. Реакция программы на внесенные изменения будет происходить в зависимости от внесенной частоты, для настройки которой нужно будет менять длину и диаметр труб. Длина трубы будет зависеть от ее диаметра. В процессе нужно следить, чтобы параметр Ventmach не стал кратным.

расчет корпуса сабвуфера

Совершенным будет график, пересекающий на частоте от 20 до 30 Гц линию в 3 дБ, а после будет проходить на линии 0 Дб  и спадать  приблизительно на от 130 до 210 Гц. Оставшимся заданием в проектировании будет поиск отклонений.

Делаем корпус автомобильного сабвуфера своими руками

Теперь детальнее о том, как сделать корпус, а также установить его в автомобиль. Универсальной является форма в виде пирамиды. Чаще всего задняя спинка авто наклонена под 23 градусным углом и поэтому задняя стенка будет иметь такой же уклон. В дальнейшем нам нужно выбрать подходящий нам обьем и нарисовать чертеж желаемого сабвуфера.

Закрытый ящик

Для изготовления передней стенки подойдет ДСП толщиной 23 мм, а для задней 20 мм. После того как выпилили нужные стенки, переходим к сборке. Прикреплять между собой стенки лучше клеем и саморезами, интервал между которыми должен быть около 5 сантиметров, под которые нужно заранее вырезать отверстия диаметром в 3 мм. После на боковой стенке необходимо циркулем наметить отверстие для акустического терминала.

готовый комплект для сборки

Отверстие под динамик вырезаем электролобзиком. Под давлением закрытый корпус дает призвуки, во избежания этого нужно усилить его внутри ребрами жесткости. Естественно, эти ребра не должны полностью перекрывать объем ящика. После чего промазываем все соединения клеем и скрепляем саморезами. Для того чтобы убрать выступающие части, воспользуемся рубанком и шлифмашинкой. Для защиты корпуса от влаги его нужно пропитать нитролаком. Также его нужно нанести на внутреннюю часть передней панели. Для улучшения привлекательности корпус можно обклеить карпетом.

Фазоинвертор

Представляет собой более сложный в расчете и настройке самодельный сабвуфер, но имеет более высокий КПД и лучшее качество звучания. Так как и ранее, расчеты параметров данного сабвуфера будут вестись с помощью программы. При сборе корпуса рекомендуется склеивать стенки между собой клем и закреплять саморезами, швы промазывать силиконовым герметиком. Корпус покрывают 2-х компонентной автомобильной шпаклевкой, которую потом нужно тщательно отшлифовывать.

сабоинвертор сабвуфера

Необходимо вырезать отверстия под розетки, фазоинветор, а также ручек карманов. После установки и проверки всех креплений, корпус можно обтянуть карпетом или кожей. Также возможны варианты щелочного фазоинвертора. По причине сложной конструкции, скреплять его нужно длинными шурупами, а герметизировать с помощью жидких гвоздей или клея. Остальные этапы сборки подобны стандартному фазоинвертору.

Бандпас 4-го порядка

Бандпас 4-го порядка является довольно сложным при расчетах и настройки и потому используется людьми с опытом. В связи с расположением динамика внутри корпуса, бандпас является лучше защищенным от механических повреждений. Также воспроизводит более качественный звук, имеет лучший КПД.

устройство корпуса

Для расчета размера корпуса используем ту же программу, что и ранее. Необходимо не только правильно рассчитать размер корпуса, но и размер каждой из камер отдельно. Для сборки всей конструкции используем клей (герметик) и шурупы. Швы промазываем герметиком или жидкими гвоздями. Для перегородки понадобиться 2 листа ДСП. Следующим шагом будет пропиливание отверстий под клеммы, далее обклеиваем стенки изнутри звукопоглощающим материалом (ватин). Далее нужно припаять к клемме провода, а после к динамику. После окончательной сборки задней камеры динамика, все швы тщательно промазываем жидкими гвоздями и наклеиваем сверху швов скотч.

band pass 4

При изготовление корпуса потребуется фазоинвертор, который можно купить, а если нет подходящего размера в наличии, то его можно сделать самостоятельно из пластиковой трубки диаметром 100 мм. Фазоинвертор с двух сторон имеет раструбы, причем со стороны динамика большего диаметра. Раструбы делаем, нагревая трубу, при помощи банки или тарелки расширяем ее края. В крышке необходимо прорезать отверстие, после помещаем карпет совместно с фазоинвертором, заранее промазывая все соединения герметиком. Обязательным пунктом будет оклейка задней стороны ватином. Заключительным шагом будет сборка сабвуфера и оклейка снаружи карпетом.

Бандпас 6-го порядка

Является наиболее сложным при расчетах и монтаже сабвуфером, но, в свою очередь, намного большим воспроизводимым диапазон низких частот.  Зачастую параметры данного вида сабвуфера подбирают по наитию, опираясь на свои предпочтения. Корпус дополнительно необходимо скреплять с помощью брусков, закрепляя их саморезами. В крышке вырезаем отверстие под динамик, а в перегородке для динамической головки, затем закрепляем изнутри бруском. Следующим шагом будет соединение одной из стенок с днищем и установка перегородки под динамик.

Band pass 6

Затем прикрепляем вторую боковую стенку к днищу и перегородке. После камера закрепляется брусками по периметру. Затем вырезаем отверстие под фазоинвертор и собираем сабвуфер. Промазываем все швы герметиком или жидкими гвоздями. Но при шумоизоляции используем помимо ватина еще вату, располагая ее между внутренней поверхностью сабвуфера и ватином. Для отделки иногда красят сабвуфер.

Сабвуфер стелс

Размеры такого сабвуфера малы, и поэтому он будет малозаметным и будет занимать мало места в багажнике. Часто его помещают в багажнике за аркой крыла. Качественный сабвуфер такого типа будет объемом в 18 литров, иногда бывает и больше. Для его установки часто подрезают пол в багажнике, занимая нишу для запасного колеса. При установке выдвигают переднюю часть панели, соединяя ее с обшивкой. При начале работы со стеклопластиком маркируют поверхность в местах соприкосновения с полиэфирной смолой.

сабвуфер стелс

 

Гофрокартон используют для изготовления формы, склеивая куски малярным скотчем. При сборке каркаса для усилителя ориентируются на край из стеклопластика. Далее примеряем оборудование. Закрыв все промежутки между листами, делаем из стеклопластика панель облицовки для усилителей. Затем закрепляем все саморезами на основной коробке корпуса. Для устранения всех зазоров используем гофрокартон. С помощью шпаклевки и стеклопластика придаем наиболее привлекательный внешний вид. После устанавливаем сабвуфер в крыло и убираем все неровности шпаклевкой, выравнивая ее наждачной бумагой. Последним шагом будет прикрепление динамика и покрываем корпус карпетом.

Установка подсветки на сабвуфер

Для этого нам понадобиться приобрести светодиоды или светодиодную ленту. Для присоединения светодиодов нам нужно подключить два контакта. Один (Анодный) на источнике питания к плюсу, а второй (Катодный), к минусу. К анодному должны быть припаяны резисторы. Резисторы припаивают к Аноду в отдельности каждого светодиода. Лучше прикрепить их так, чтобы они крепко держались вместе.

Датчик эквалайзера следует расположить дальше от сабвуфера во избежание его повреждения. При установки светодиодной ленты процесс упрощается, так как светодиоды в ней уже крепко закреплены. Закрепить их на сабвуфер можно с помощью скотча. Работа и установка со светодиодной лентой намного легче. С ее помощью можно добиться ярких дизайнерских решений. Выбор цвета зависит от вкуса человека.

подсветка на сабвуфер

Также интересным дизайнерским направлением является установка эквалайзера на заднее стекло. На нем отражается реакция на пиковые амплитуды, заставляя прыгать световые столбики.

Исходя из выше сказанного, выбор автомобильного сабвуфера зависит от вкуса владельца авто. Тюнинг автомобиля в виде установки эквалайзера или светодиодных лент — это дело желания. Совет специалистов всегда несет только рекомендательный характер, как и при изготовление самодельного сабвуфера.

Ответить

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Заполните обязательные поля, помеченные *