Что влияет на расход масла

Если двигатель новенького автомобиля стал потреблять моторное масло, является ли это поводом для беспокойства? Давайте разберемся.

расход масла

Бывает так: счастливый владелец удивляется, глядя на масляный щуп двигателя своего нового автомобиля. Транспортное средство прошло только половину межсервисного интервала, а уже требует долива масла. Владелец заглядывает в инструкцию по эксплуатации, а в ней указано, что литр масла на тысячу пробега является расходом в пределах допустимого. Но это же получается, что при расходе 10 литров масла на 10000 километров нет поводов для беспокойства. Так ли это?

Манипуляции, ведущие к увеличению ресурса и уменьшению потерь на трение, приводят к увеличению расхода масла. Все это относится и к настройкам рабочего процесса, к конструкции ЦПГ и требований к маслу.

Какие пути расхода масла в новом исправном двигателе? Их несколько. Самый первый –это угар в цилиндрах, необходимый для смазки поршневых колец. При перемещении поршня от ВМТ первое поршневое кольцо оставляет на стенке цилиндра остаточный масляный слой толщиной 3–20 мкм, который начинает нагреваться и испаряться. Примерно 70–80% общего объема расхода приходится на угар. Также небольшая часть масла выходит с картерными газами через вентиляцию картера. Еще некоторый объем масла требуется для смазки клапанов, объем потерь зависит от конструкции и состояния маслоотражательных колпачков.

В современных двигателях есть ещё одна составляющая, а именно смазка подшипников турбокомпрессора. Сейчас из-за тенденций к улучшению экологии и даунсайзингу турбокомпрессором оборудуется всё большее количество двигателей.

Вернемся к первому вопросу: новый двигатель кушает масло – это нормально или нет? Новый двигатель всегда требует обкатки, так как степень шероховатости рабочих поверхностей пар трения большая. Потому на новом двигателе существуют большие потери на трение. Со временем поверхности трения прирабатываются, этому способствует большая скорость износа.

расход масла автомобиля

Угар в процессе обкатки изменяется следующим образом. На изначальной бугорчатой поверхности в неких карманах, собирается масло, обреченное на угар. Так как в новом двигателе существуют большие неровности, то расход масла большой. Кроме того достаточная прилегаемость поршневого кольца достигается только после обкатки. До её достижения расход на угар будет повышенным.

После обкатки шероховатость уменьшается, масляные карманы на стенках цилиндров уходят, угар снижается. Этому способствует и улучшение прилегаемости колец. Двигатель выходит в такой период своего жизненного цикла, когда масла хватает или почти хватает на межсервисный интервал, его не требуется доливать.

Под конец жизненного цикла двигатель начинает интенсивно изнашивается. Угар растет уже  по другим причинам. На стенках цилиндров начинают образовываться микротрещины, микроцарапины и микросколы. Все они работают как масляные карманы. Кольца и поршни изнашиваются. Кольца могут залечь, то есть потерять радиальную подвижность. В этом случае расход масла постепенно достигает расход топлива.

изношенные кольца

Возвращаясь к первому вопросу: не волнуйтесь, если новый мотор подъедает масло. Если же после первого техобслуживания расход масла останется высоким, то это является поводом для беспокойства и обращения к дилеру.

Что касается сравнения современных двигателей с их предшественниками, то на новых моделях двигателей расход масла заметнее, так как они более форсированы, и тепловая нагрузка на масло выше. Даунсайзинг оказывает свое влияние, так как снижение рабочего объема для сохранения прежних эксплуатационных параметров компенсируют турбокомпрессором. А это значит, что расход масла возрастет из-за повышенных нагрузок и необходимости смазки самой турбины.

Ответить

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Заполните обязательные поля, помеченные *