Если спросить любого человека, какого гонщика он знает, ответом, скорее всего, будет Михаэль Шумахер. Если проводить опрос среди продвинутой аудитории, то можно услышать ещё несколько известных имён: Макрей, Бёрнс, Рёрль, Мякинен, Стирлинг Мосс и так далее. Среди этих выдающихся имён как-то безвестно затесался маленький итальянец – Тацио Нуволари. А, между тем, этот человек поставил несколько рекордов и до сих пор является образцом несгибаемой тяги к победе. Это редкий тип человека, который никогда не сдавался.

Первые шаги в спорте
16 ноября 1892 г. в Кастель-д’Арио, что чуть южнее Вероны, у местного велогонщика родился сын, назвали его Тацио, в честь древнего царя. В шесть лет дядя Джузеппе впервые привёл его посмотреть на автогонки. Тацио Нуволари проникся гонками, тем более что чуть позже посидел на настоящем гоночном мотоцикле.
Тацио успел окончить институт, отслужить в армии, пройти Первую мировую войну и даже успел вырастить сына, прежде чем вышел на старт первой гонки. По меркам автоспорта он был уже почти пенсионер – Тацио было почти 28 лет. Итак, 20 июня 1920 года он впервые вышел на старт мотогонки за рулём мотоцикла Fongri. Надо сказать, что гонки на мотоциклах в те времена были уделом фанатиков. Не было никакой защиты, кроме хиленького шлема на голове. Дороги был в ужасном состоянии, каких-то специальных гоночных трасс просто не существовало – найти асфальт было чудом.
Тацио Нуволари был не из тех, кто отступает перед трудностями, тем более такими мелкими, как полное отсутствие дорог, ограждений и торчащие куски металлолома по обочинам.
Рецепт успеха «Летучего Мантуанца».
Нуволари сразу взял быка за рога – с первых стартов показывая свой фирменный стиль управления и феноменальную скорость. Создавалось впечатление, что ему не страшна ни скорость, ни дороги, никто и ничто вообще. Неудивительно, что он быстро снискал славу в глазах итальянских болельщиков. Однако рекорды не давались просто так – как правило, Тацио расплачивался сломанными ногами и руками. В газетах частенько печатали его фото из больниц – руки и ноги сломаны, но сам улыбается!
В мае 1926 года на германской трассе Золитуд был сильный туман, гонщики снижали скорость, но только не Тацио. Кроме тумана от погоды достался ещё один сюрприз – сырость. На огромной скорости его мотоцикл Bianchi 350 вылетел с трассы, несколько раз перевернувшись. Немецкие журналисты посчитали, что выжить после такого невозможно, о чём была тут же написана статья. Руководство гоночной команды срочно выехало в Золитуд, чтобы уладить дела с похоронами. Они были сильно удивлены, увидев еле живого Тацио, сбежавшего из больницы на очередной этап гонок.
На этом этапе, 23 мая, на 7 круге ставит рекорд трассы, чем вызвал ликование итальянских болельщиков и заставил краснеть немецких врачей. А через 4 круга «прочертил» боком по стене и почти оторвал себе безымянный палец. В целях дезинфекции обработал его бензином. Через некоторое время сошёл с дистанции, потому что начал терять сознание из-за большой потери крови.
На Гран-при Наций в 1925 перебинтованный, выигрывает гонку. При этом Тацио Нуволари выступал в классе «350», умудрившись объехать более мощных 500 кубовых соперников. В Ливорно году на гонке были проблемы с тросиком газа, и он вёл мотоцикл одной рукой, а второй регулировал дроссельную заслонку. В итоге всё равно упал и сильно ушиб плечо. Чуть позже, на следующей гонки, замотанный в бинты с головы до пят, прикованный к сиденью ремнями, приходит к финишу всего лишь четвёртым.
Чуть позже Нуволари перейдёт в автогонки, где сохранит прежний стиль управления, вызывая экстаз у своих болельщиков, даже Муссолини попросит сделать фото на память. Дважды будет выиграна Mille Miglia, а писатель Габриэле д’Аннунцио подарит ему золотую черепаху с девизом: «самое медленное животное – самому быстрому человеку».

В 1935 году на трассе Нюрбургринг, на которой был сам Адольф Гитлер, произошёл конфуз. Тацио выступал на Альфа-Ромео, а его соперники на Auto Union и Mercedes, которые были на 150 л.с. мощнее. Почти все были уверены в победе немецких команд, даже изготовили победные венки под высокорослых Караччиолу и Розенмайера, выступавших за вышеозвученные команды. Всю гонку Тацио догонял немцев, а за 6 кругов до финиша заехал на заправку, при которой заклинило пистолет в баке и он потерял драгоценное время. К всеобщему удивлению, он не только нагнал время. В последнем повороте Caruselle у Караччиоллы лопается покрышка и он вылетает с трассы. Нуволари финиширует… в полной тишине! Все 200 тысяч человек не проронили ни звука. «Потрясающе!» — вот что сказал Энцо Феррари по этому поводу.
Потом было много чего – и сбитый олень на тренировках в Доннингтоне, чья голова будет украшать стены гонщика до конца его дней, и горящая Альфа (Нуволари просто встал, чтобы клубы дыма не мешали ему видеть дорогу), и много чего ещё. После смерти второго сына в 1946 году он снова сядет за руль, с неизменной золотой черепашкой на груди. И снова будет побеждать, вплоть до 1951 года. Он умрёт в августе 1953 года. Провожала его вся Мантуя. «Это самый лучший гонщик всех времён и народов!» — говорил менеджер гоночной команды, и он знал, о чём говорил, ведь его звали Энцо Феррари.

