Легенда автоспорта Тацио Джорджо Нуволари

Если спросить любого человека, какого гонщика он знает, ответом, скорее всего, будет Михаэль Шумахер. Если проводить опрос среди продвинутой аудитории, то можно услышать ещё несколько известных имён: Макрей, Бёрнс, Рёрль, Мякинен, Стирлинг Мосс и так далее. Среди этих выдающихся имён как-то безвестно затесался маленький итальянец – Тацио Нуволари. А, между тем, этот человек поставил несколько рекордов и до сих пор является образцом несгибаемой тяги к победе. Это редкий тип человека, который никогда не сдавался.

Гран-при Монако 1932 г. 17 апреля победа на Альфа Ромео
Гран-при Монако 1932 г. 17 апреля победа на Альфа Ромео

Первые шаги в спорте

16 ноября 1892 г. в Кастель-д’Арио, что чуть южнее Вероны, у местного велогонщика родился сын, назвали его Тацио, в честь древнего царя. В шесть лет дядя Джузеппе впервые привёл его посмотреть на автогонки. Тацио Нуволари проникся гонками, тем более что чуть позже посидел на настоящем гоночном мотоцикле.
Тацио успел окончить институт, отслужить в армии, пройти Первую мировую войну и даже успел вырастить сына, прежде чем вышел на старт первой гонки. По меркам автоспорта он был уже почти пенсионер – Тацио было почти 28 лет. Итак, 20 июня 1920 года он впервые вышел на старт мотогонки за рулём мотоцикла Fongri. Надо сказать, что гонки на мотоциклах в те времена были уделом фанатиков. Не было никакой защиты, кроме хиленького шлема на голове. Дороги был в ужасном состоянии, каких-то специальных гоночных трасс просто не существовало – найти асфальт было чудом.
Тацио Нуволари был не из тех, кто отступает перед трудностями, тем более такими мелкими, как полное отсутствие дорог, ограждений и торчащие куски металлолома по обочинам.
Рецепт успеха «Летучего Мантуанца».
Нуволари сразу взял быка за рога – с первых стартов показывая свой фирменный стиль управления и феноменальную скорость. Создавалось впечатление, что ему не страшна ни скорость, ни дороги, никто и ничто вообще. Неудивительно, что он быстро снискал славу в глазах итальянских болельщиков. Однако рекорды не давались просто так – как правило, Тацио расплачивался сломанными ногами и руками. В газетах частенько печатали его фото из больниц – руки и ноги сломаны, но сам улыбается!
В мае 1926 года на германской трассе Золитуд был сильный туман, гонщики снижали скорость, но только не Тацио. Кроме тумана от погоды достался ещё один сюрприз – сырость. На огромной скорости его мотоцикл Bianchi 350 вылетел с трассы, несколько раз перевернувшись. Немецкие журналисты посчитали, что выжить после такого невозможно, о чём была тут же написана статья. Руководство гоночной команды срочно выехало в Золитуд, чтобы уладить дела с похоронами. Они были сильно удивлены, увидев еле живого Тацио, сбежавшего из больницы на очередной этап гонок.
На этом этапе, 23 мая, на 7 круге ставит рекорд трассы, чем вызвал ликование итальянских болельщиков и заставил краснеть немецких врачей. А через 4 круга «прочертил» боком по стене и почти оторвал себе безымянный палец. В целях дезинфекции обработал его бензином. Через некоторое время сошёл с дистанции, потому что начал терять сознание из-за большой потери крови.
На Гран-при Наций в 1925 перебинтованный, выигрывает гонку. При этом Тацио Нуволари выступал в классе «350», умудрившись объехать более мощных 500 кубовых соперников. В Ливорно году на гонке были проблемы с тросиком газа, и он вёл мотоцикл одной рукой, а второй регулировал дроссельную заслонку. В итоге всё равно упал и сильно ушиб плечо. Чуть позже, на следующей гонки, замотанный в бинты с головы до пят, прикованный к сиденью ремнями, приходит к финишу всего лишь четвёртым.
Чуть позже Нуволари перейдёт в автогонки, где сохранит прежний стиль управления, вызывая экстаз у своих болельщиков, даже Муссолини попросит сделать фото на память. Дважды будет выиграна Mille Miglia, а писатель Габриэле д’Аннунцио подарит ему золотую черепаху с девизом: «самое медленное животное – самому быстрому человеку».

1932 год Тацио на Альфа Ромео
1932 год Тацио на Альфа Ромео

В 1935 году на трассе Нюрбургринг, на которой был сам Адольф Гитлер, произошёл конфуз. Тацио выступал на Альфа-Ромео, а его соперники на Auto Union и Mercedes, которые были на 150 л.с. мощнее. Почти все были уверены в победе немецких команд, даже изготовили победные венки под высокорослых Караччиолу и Розенмайера, выступавших за вышеозвученные команды. Всю гонку Тацио догонял немцев, а за 6 кругов до финиша заехал на заправку, при которой заклинило пистолет в баке и он потерял драгоценное время. К всеобщему удивлению, он не только нагнал время. В последнем повороте Caruselle у Караччиоллы лопается покрышка и он вылетает с трассы. Нуволари финиширует… в полной тишине! Все 200 тысяч человек не проронили ни звука. «Потрясающе!» — вот что сказал Энцо Феррари по этому поводу.
Потом было много чего – и сбитый олень на тренировках в Доннингтоне, чья голова будет украшать стены гонщика до конца его дней, и горящая Альфа (Нуволари просто встал, чтобы клубы дыма не мешали ему видеть дорогу), и много чего ещё. После смерти второго сына в 1946 году он снова сядет за руль, с неизменной золотой черепашкой на груди. И снова будет побеждать, вплоть до 1951 года. Он умрёт в августе 1953 года. Провожала его вся Мантуя. «Это самый лучший гонщик всех времён и народов!» — говорил менеджер гоночной команды, и он знал, о чём говорил, ведь его звали Энцо Феррари.

Нуволари управляет Альфа Ромео P3 в гонке Гран-при По, 1935 г.
Нуволари управляет Альфа Ромео P3 в гонке Гран-при По, 1935 г.
Кубок Вандербильта 1936 г.
Кубок Вандербильта 1936 г.

Ответить

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Заполните обязательные поля, помеченные *