Как бороться с перегревом двигателя

В числе серьезных проблем при эксплуатации автомобиля находится перегрев мотора, который возникает чаще всего из-за халатности владельца авто, а реже из-за неисправности механизмов и систем мотора. В этой статье будут освещены причины перегрева двигателя и выявление их, методы устранения перегрева.

перегрев двигателя автомобиля

Причины перегрева двигателей

Перегрев двигателя может происходить по основным причинам, которые будут рассмотрены далее.

Перегрев по недосмотру

Самой простой причиной, может стать нахождение перед радиатором посторонних предметов. После зимней эксплуатации авто, автовладелец может забыть снять утеплитель. А еще часто перегрев двигателя случается из-за недостаточного уровня жидкости охлаждения в радиаторе.

ПАМЯТКА: «Не открывайте пробку радиатора, пока не остынет мотор!»

перегрелся мотор что делать

При понижении уровня следует долить охлаждающую жидкость. Если замечено подтекание, то доливать жидкость нужно понемногу, чтобы доехать до ближайшей СТО, чтобы узнать причину протечки. Доливать можно Тосол любой марки, а воду лишь, в крайнем случае.

Технические причины

Вентилятор

При работе двигателя должен крутиться вентилятор. Если этого нет, то муфта привода вентилятора стала неисправной (в современных авто), вентилятор провис и проскальзывает приводной ремень вентилятора (у старых авто). Бывает, что от старости или по иным причинам частично обломались лопасти вентилятора. По этой причине радиатор и блок двигателя также будет плохо охлаждаться. Нужно выполнить замену вентилятора.

замена вентилятора

Протечки жидкости

Теперь о более существенных причинах перегрева двигателя на машине. Опять нужно вспомнить о низком уровне жидкости и подтекании в системе. Чаще всего протечки охлаждающей жидкости можно наблюдать в месте соединения патрубков, а также в радиаторе. Часто уровень тосола понижается в системе из-за протечки в печке радиатора. В данном случае в салоне можно ощутить специфический запах, и наблюдать под передней панелью на обивке потеки. Может также в связи с этим наблюдаться запотевание переднего стекла.

утечка жидкости

Если утечки не значительные, то устранить их можно с помощью герметика. Это возможно если в радиаторе находится не вода, а тосол. В радиаторе, заполненном водой, могут присутствовать на стенках системы солевые отложения. Герметик и отложения в совокупности могут вызвать закупорку канала. Если применение герметика в пути просто необходимо, то после его применения, приехав домой или на СТО, почистите систему и устраните подтекания, заменив или отремонтировав неисправные элементы.

Пробка радиатора

Перегрев современных моторов происходит и по другой причине. Большая часть импортных машин, имеющих форсированный двигатель, допускают нагрев свыше 1000С отдельных частей двигателя. Эта цифра может доходить до 1200С. Дело в том, что жидкость в таком устройстве содержится под малым давлением, и поэтому при таких температурах не происходит закипание. Такие системы охлаждения должны быть обязательно герметичны, ведь перегретая в них жидкость не кипит, а превращается в пар, который отводится и охлаждается. При разгерметизации системы может быть выброс пара в бачок расширения, а далее в атмосферу, тут и происходит перегрев двигателя.

пробка радиатора

По всем симптомам ясно, что под головкой блока цилиндров пробита прокладка (образовалась пена, появились пузырьки, жидкость вытеснена в расширительный бачок). Происходит часто разгерметизация системы из-за неисправности клапана на пробке радиатора. Клапан, не поддерживающий в системе необходимое давление, приводит к неправильной работе системы. Правильность работы системы охлаждения в данном случае определить можно, прощупав патрубки системы до прогрева двигателя и после. Клапан исправен, если патрубки после прогрева двигателя будут тверже, чем до.

Загрязнения радиатора

К следующей причине перегрева двигателя относится неэффективность системы в результате загрязнения и забитости радиатора отложениями. Устранить данную неисправность самому практически невозможно. Нужно обращаться к специалисту, для проведения очистки радиатора.

Неисправность помпы (водяного насоса)

На первый взгляд кажется, что все идеально, незамечено протеканий и дефектов, уровень в норме. И трудно сказать, почему греется двигатель. Нужно обратить внимание на помпу или термостат, то есть его клапан. Сначала рассмотрим причины плохой работы, связанные с помпой. Водяной насос в первую очередь работает неправильно из-за ослабления приводного ремня. Устраняется такая поломка подтягиванием или заменой ремня привода.

неисправность помпы

Еще помпа работает неэффективно из-за дефектов лопастей. Выражаются эти дефекты в сгнивании краев лопастей, появлении отверстий или обрастании лопастей загрязнениями или продуктами коррозии. Все это приводит к плохому току жидкости через помпу, и можно ли ожидать теперь хорошей прокачки через систему охлаждающей жидкости. Конечно произойдет перегрев двигателя. Тут не обойтись без полной замены помпы. Очистка или мытье тут не помогут, так как процесс коррозии уже пошел.

Немного о термостате

Этот элемент системы служит переключателем тока жидкости, как по малому кругу, так и большому. Бывает, что клапан, участвующий в переключении зависает (заклинивает). Причиной тому может служить заводской брак или отложения на стенках термостата. Здесь можно применить лишь немедленную замену термостата полностью.

Прорыв прокладки ГБЦ

Кроме перечисленных, есть еще и более серьезные причины перегрева двигателя. К таковым относится и прорыв прокладки под блоком двигателя и головкой цилиндров. При такой неисправности, в систему охлаждения могут попасть из выпускного коллектора отработанные газы. Система при этом теряет герметичность, давление падает и закипает жидкость. Под крышкой радиатора при работающем моторе можно наблюдать вспенивание и множество пузырей отработанных газов, попавших в систему, и кипящей жидкости. А в итоге имеем перегрев мотора.

Для определения, пробита ли головка, есть следующая методика. Более подходит она для авто, имеющих закрытый тип радиатора, где жидкость доливается и проверяется ее уровень через расширительный бачок:

  1. Двигатель должен остыть;
  2. Отсоединяем резиновую трубку от расширительного бачка, второй ее конец прикреплен к пробке радиатора. Отсоединенный конец опускаем в емкость, наполненную чистой водой;
  3. Запускаем двигатель;
  4. Далее наблюдаем за выходящими пузырьками (выходит воздух из трубки). Ждем начала выливания тосола (в воде видно его хорошо). Далее 10 минут прибываем в таком положении. Если из трубки течет лишь тосол, а пузырьки воздуха отсутствуют, то это говорит о целостности прокладки головки цилиндров, соответственно не нужно ее менять. В случае появления пузырьков воздуха, нужно менять прокладку.

Действие водителя при перегреве двигателя

Датчик температуры сообщает о перегреве двигателя, что делать водителю:

  • Включаем немедленно на полную мощность печку;
  • Останавливаемся на обочине, чтобы не создавать затруднений для движения транспорта;
  • При работающем моторе, открываем капот и убеждаемся, что вентилятор работает и вращается шкив водяного насоса;
  • Глушим мотор и ощупываем радиатор рукой сверху вниз. При неравномерном нагреве, или при отсутствии нагрева причиной может быть неисправность термостата или забиты соты. При небольшом нагреве причина в помпе;
  • Даем двигателю остыть. Открываем крышку радиатора, если наблюдается недостаточный уровень жидкости охлаждения, то доливаем до уровня. Операция должна проводиться на остывшем моторе. Резкая разница температур может привести к появлению трещины в головке блока, или в самом блоке.

Что ожидать от не своевременного выявления перегрева двигателя

Работает все же эффективно горячий двигатель. Но каждый механизм наделен своими пределами и ограничениями. Рабочая температура автомобильных двигателей колеблется в пределах 80-1200С. При нагревании мотора выше представленных значений, теряется эффективность работы и прочность отдельных его узлов и механизмов. Затрагивается в первую очередь шатунно-поршневая и гильзовая группы.

Современный поршень изготавливается из алюминия, следовательно, быстро нагревается и деформируется. Чугун, хоть и обладает большей плотностью, но хрупок. При перегреве хрупкость увеличивается и гильзы растрескиваются. Та же ситуация с головкой блока цилиндров, перегрев вызывает деформацию, что приводит к разгерметизации как системы охлаждения, так и системы смазки мотора и т.д. Может произойти не только перегрев, но и выход из стоя мотора. Не так страшно, если получим в системе смазки смешивание охлаждающей жидкости и масла. В данном случае проблемы с двигателем могут устраниться в ходе среднего ремонта. А вот совсем плохо, когда заклинят поршни в цилиндрах, автомобилиста в этом случае ждет капитальный дорогостоящий ремонт двигателя.

Как предупредить перегрев двигателя

Мгновенно перегрев двигателя не происходит. Нагреваться может лишь небольшая часть двигателя, вызывающая впоследствии перегрев во всей системе. Чтобы предупредить перегрев, нужно постоянно контролировать по датчику температуру охлаждающей жидкости, что поможет увидеть повысившуюся температуру жидкости охлаждения вовремя и не допустить печальных последствий.

Ответить

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Заполните обязательные поля, помеченные *