Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор? Выбор зарядного устройства

Часто причиной отказа двигателя автомобиля запускаться в зимнее время года является «севший» аккумулятор. Это случается, в основном, когда приходится обогревать салон, пользоваться фарами и включать другие потребители электрической энергии. Эта неисправность чаще всего проявляется в холодное время года. При работающем двигателе аккумуляторная батарея заряжается генератором. Низкая температура требует, чтобы батарея была максимально заряжена.

При недостатке мощности автомобильного аккумулятора для запуска двигателя придется искать водителя, который согласится «дать прикурить» от своего автомобиля или взять на буксир для запуска с разгона. Но данные методы опасны для электроники вашей машины, а для машины с коробкой «Автомат» запуск методом буксировки запрещен.

Выбор зарядного устройства для аккумулятора

Для правильного подбора зарядного устройства выясните тип установленного аккумулятора и определите, какой режим подзарядки вы будете использовать. Применяется заряд с постоянной величиной тока и заряд с постоянной величиной напряжения. При зарядке с постоянной силой тока может произойти закипание электролита на последних минутах заряда.

При заряде с постоянным напряжением в конце процесса сильно падает сила тока, и возможна неполная зарядка батареи. Существуют устройства, которые заряжают батарею сначала в 1-ом режиме, затем в конце зарядки переходят на 2-ой режим. Зарядные устройства, способные работать, переключаясь в автоматическом режиме в обе стороны, имеются в продаже, но у них существенно выше стоимость.

zaryad-akkumulyatora

Для выбора стоит знать, что устройства бывают трансформаторными (без преобразования частоты) и импульсными. Их легко отличить по весу. Импульсное устройство имеет трансформатор, но его размер и вес гораздо меньше. Работает на высоких частотах. Берите устройство с запасом по величине зарядного тока, чтобы оно не работало на пределе. У вас есть возможность выбрать пускозарядное устройство, которое может работать не только в режиме зарядки, но и в режиме запуска двигателя. Это более мощное и более дорогое устройство.

Вас может заинтересовать зарядное устройство типа CAR-TO-CAR. Для зарядки надо подсоединить устройство к прикуривателю вашего автомобиля и к прикуривателю автомобиля-донора. Длина провода составляет 6 метров. Оно безопасно для электронных устройств, снабжено индикаторами, и полная зарядка происходит за 15 минут. Зарядное устройство поможет не попадать в ситуации, приводящие не только к нервным тратам, но и к затратам материальным. Замена электроники, пострадавшей при попытках завестись «прикуриванием» или «с толкача», стоит дорого. Своевременная подзарядка АКБ продлевает время эксплуатации батареи.

Пусковые и зарядные устройства (ПЗУ)

Зима – не лучшее время для автовладельцев: холодный салон, необходимость «переобувать» машину, а в особо морозные дни еще и завести автомобиль проблематично. Чтобы «оживить» севший аккумулятор и помочь ему запустить двигатель, пригодятся пуско-зарядные устройства. К выбору такого необходимого устройства нужно подходить ответственно, чтобы не потратить средства зря на оборудование, которое Вам не подошло.

Самое главное, что надо знать – это особенности и параметры вашего аккумулятора. От вольтажа и емкости батареи будет зависеть, какой тип зарядного устройства стоит покупать, какая мощность будет достаточной, и какая сила тока запустит двигатель автомобиля, не повредив аккумулятор.

Виды Пуско-зарядных устройств

В зависимости от назначения все подобные устройства делятся на 3 категории:

Пусковые устройства

Используются в ситуации, когда владельцу автомобиля нужно ехать, но времени на зарядку аккумулятора нет. Внутри пускового устройства встроен герметичный аккумулятор, благодаря которому аппарат будет готов к работе в любых условиях, для него не нужна сетевая розетка. Для путешественников эта вещь будет практически незаменима, а кроме прочего они имеют компактные размеры. Это пусковое устройство подходит для транспортных средств с электрической системой 12 В. Его энергии хватит для того, чтобы запустить не только легковой автомобиль, но и грузовую машину, трактор или катер.

Но используют его не только для того, чтобы завести двигатель. Пусковое устройство может служить источником питания для прибора, работающего от 12 Вольт. Любую автомобильную технику (магнитолу, кондиционер) можно подключить через розетку-прикуриватель. Что касается обслуживания устройства, то пользователям потребуется заряжать его, но эта задача не будет обременительной: после запуска двигателя нужно сразу подключить ПУ его через блок питания к сети (230 В) на 12 часов. В период простоя заряжайте батареи каждые 3 месяца.

Зарядные устройства

Производят восстановление заряда аккумулятора за определенный период времени (для каждой конкретной модели оно свое). Это оборудование необходимо автовладельцам, которые «решают стать пешеходами» на длительный период времени (например, на зиму оставляют в гараже). Естественно, все попытки завести ее весной не приведут к положительному результату. Поэтому в таком случае на ночь к зарядному устройству нужно подключить разряженный аккумулятор, и к утру он будет готов к запуску двигателя.

Для владельцев мототехники вполне подойдет модель зарядного устройства с током до 4-5A и выходным напряжением 12/6В. Это универсальное оборудование, которое предназначено для работы как с 6-и, так и с 12-и вольтовыми аккумуляторами. В комплект входят провода с контактами-крокодилами и кольцевые клеммы, что значительно расширяет ряд устройств, которые можно зарядить с помощью этого ЗУ.

Если нужно подзарядить аккумулятор легкого грузовика, то под рукой лучше иметь более мощное зарядное устройство с током зарядки до 15-20А. Такое оборудование предназначено для работы со свинцовыми аккумуляторами на 12 В с жидким электролитом, максимальный ток зарядки составляет 20А. Главным преимуществом устройств является функция зарядки аккумулятора в ускоренном режиме – Boost, когда в экстренном случае оно за 15 минут подзарядит аккумулятор.

Они применяются для зарядки свинцовых аккумуляторов, которые используются в машинах с бензиновыми и дизельными двигателями. Такие ЗУ отличаются тем, что могут обслуживать батареи емкостью до 500 Ач. Кроме того, в них есть функция быстрой зарядки, которая позволяет подзарядить АКБ в течение 15 минут и позволяет в экстренном случае оперативно завести двигатель.

Пуско-зарядные устройства

Как видно из названия, они совмещают в себе сразу обе функции: могут зарядить аккумулятор и запустить двигатель автомобиля. Привлекательный вариант, ведь одно такое устройство выйдет дешевле, чем покупка отдельно пускового и зарядного прибора.

pusko-zaryadnoe-ustrojstvo

По способу работы ПЗУ делятся на традиционные и автоматические. Традиционные дешевле и проще в обслуживании. Но они не защищены от ошибок автовладельцев: перепутанные клеммы станут серьезной проблемой, которая приведет к поломке аппарата. Автоматические зарядные устройства позволяют устанавливать силу тока и регулировать работу оборудования. Также они защищены от перегрузок и коротких замыканий. Такое оборудование не сломается, если вы случайно перепутаете клеммы.

Какой должен быть режим зарядки аккумулятора?

Как было упомянуто выше, некоторые модели могут заряжать аккумулятор в двух режимах:

  • Ускоренный – используется более высокий ток (более 10% от емкости аккумулятора), что позволяет осуществить частичную зарядку за короткий срок. Однако не стоит использовать этот режим часто – это значительно сократит срок службы аккумулятора;
  • Обычный — действует с меньшим током и занимает длительное время. Воздействие тока оптимальных параметров способствует более полному растворению сульфата на пластинах, что положительно сказывается на емкости аккумулятора.
Емкость аккумулятора (А/ч) Свинцовый Гелевый AGM
Способ зарядки (А)
Обычная Быстрая Обычная Быстрая Обычная Быстрая
20 6-14А 10-14А 10-14А
60 18-55А 15А 30-55А 15А 30-55А
100 10А 30-70А 25А 50-70А 25А 50-70А
150 15А 45-100А 35А 75-100А 35А 75-100А
200 20А 60-140А 50А 100-140А 50А 100-140А

Пуско-зарядные устройства являются необходимым оборудованием для любого автовладельца, заботящегося о своем автомобиле. Оно не только помогает поддерживать автомобильный аккумулятор в должном состоянии, но и выручит в случае экстренной ситуации.

Как правильно заряжать севший аккумулятор?

Любой автомобилист, не обремененный лишними деньгами, рано или поздно сталкивается с проблемой «севшего» аккумулятора. Как правильно зарядить аккумулятор? Чем зарядить? Снимать ли с автомобиля? Заряжать ли дома? Насколько опасен этот процесс? Эти и еще множество вопросов неизбежно возникают в голове автолюбителя. Рассмотрим каждый случай подробно и доступно. От этого процесса зависит, будем ли мы ехать или ходить пешком.

Зарядку аккумуляторной батареи производится с помощью зарядного устройства (ЗУ). Таких устройств существует несколько типов имеющих как незначительные, так и принципиальные различия. Общее у них одно – принцип работы. Переменный ток питающей сети они преобразуют в постоянный. Многие зарядные устройства имеют вариаторы, меняющие напряжение (12/24 В), реле времени, силу тока, сигнальные лампы или информационное табло. Для зарядки обычного 12-и вольтового аккумулятора напряжение на клеммах, которое должно обеспечивать ЗУ, должно быть равно 16-16,5 Вольт.

Где нужно заряжать аккумулятор?

Автомобильную аккумуляторную батарею можно заряжать, не снимая с автомобиля, на гаражном верстаке или даже дома. Но только соблюдая всю технику безопасности. Полностью очистите батарею от пыли и грязи, аккуратно снимите клеммы. Осмотрите аккумулятор на течь, выкипание электролита, механические повреждения. Наденьте химически стойкие перчатки и откройте пробки, если они имеются. Аккуратно осмотрите содержимое каждой банки, оцените уровень электролита в каждой из них. Обратите внимание на цвет и прозрачность электролита – он должен быть полностью прозрачен. Это можно сделать с помощью колбы ареометра.

Если электролит «цветной», тёмный, имеет взвесь, хлопья, аккумулятор, скорее всего, негоден, и его лучше заменить. Практически можно диагностировать постоянное или эпизодическое короткое замыкание пластин «грязной» банки. Такой аккумулятор к зарядке не годится. Если все в полном порядке, приступаем к зарядке. Обязательное правило – сначала подключаем клеммы к аккумулятору, и только затем включаем само зарядное устройство.

vzryv-akb

Соблюдение техники безопасности при зарядке аккумуляторной батареи

Аккумуляторы содержат кислоту, поэтому при работе с ними необходимо помнить об элементарных требованиях безопасности:

  • применяйте химически стойкие перчатки и очки;
  • исключите открытое пламя, курение и искрение приборов и механизмов в процессе зарядки. В процессе выделяется очень много водорода, и при смешивании с кислородом, находящимся в воздухе образуется взрывоопасная смесь;
  • заряд аккумулятора проводите в хорошо проветриваемом помещении. Помните, что при зарядке, как правило, выделяются химически активные и ядовитые вещества – такие как сернистый газ, арсин и другие. Они имеют свойство осаждаться на поверхностях помещения и долгое время травить своих владельцев. Поэтому использовать жилое помещение для этого нежелательно;
  • питающая сеть должна быть снабжена автоматом, отключающим питание в случае короткого замыкания в электросхеме зарядного устройства.

Методы зарядки АКБ

На практике автомобилисты, как правило, используют три метода зарядки. Первый – постоянным напряжением, второй – постоянным током, третий — комбинированный. Влияние этих методов на батарею практически не различается.

Метод зарядки постоянным напряжением

Заряд аккумулятора в режиме постоянного напряжения предполагает прямую зависимость уровня заряда батареи и величины зарядного напряжения. Например, при зарядном напряжении 14.4 вольта обеспечит зарядку аккумулятора в течение двух суток. Если же напряжение поднять до 16,5 вольта – батарея полностью зарядится через сутки. В самом начале процесса зарядки ток достигает порой огромных значений в 45-55 ампер, поэтому все зарядные устройства изначально имеют ограничивающие схемы, подающие не более 20-25 ампер зарядного тока.

В процессе заряда батареи, последняя набирает емкость, и напряжение на клеммах постепенно стремится сравняться с напряжением зарядного устройства. Зарядный ток, наоборот, постепенно падает до нуля. Такой метод зарядки считается самым безопасными и щадящим, поэтому присутствия человека не требует. Полное напряжение заряженной и исправной батареи должно быть 14,4В.

Метод зарядки постоянным током

Заряд аккумулятора постоянной величиной зарядного тока требует внимательности. Для данного режима заряда важно постоянная корректировка необходимого ампеража в течение всего процесса. Например, стандартную батарею в 60А/ч требуется заряжать током в 6 ампер в течение 20 часов, при этом постоянно, каждый час, контролировать и корректировать силу зарядного тока. Как только напряжение составит 14,4 В, силу тока нужно уменьшить в два раза, до 3А, при достижении 15 В – до 1,5 А.

proverka-plotnosti-akb-areometrom

Аккумулятор считается полностью заряженным, если зарядное напряжение стабильно в течение 1-2 часов. Финальный этап заряда сопровождается обильным газовыделением, кипением электролита, поэтому необходимо соблюдать осторожность. Недостаток данного режима очевиден: необходимость постоянного контроля за зарядным процессом.

Комбинированный метод заряда АКБ

Большинство выпускаемых в настоящее время зарядных устройств основываются именно на этом методе.Сначала идет заряд постоянным током,а заканчивается постоянным напряжением.Нужно сказать,что такие устройства полностью автоматизированы, и не требуют человеческого участия. Вплоть до того,что при полной зарядке аккумуляторной батареи,они сами выключаются.

Экспресс-зарядка автомобильного аккумулятора

Иногда требуется быстрая подзарядка, лишь только для запуска двигателя. Это не лучший вариант для аккумулятора, однако, применяется довольно часто. Для этого снимаем клеммы аккумулятора, аккуратно очищаем их. Подсоединяем клеммы зарядного устройства, строго соблюдая полярность. Регулятор тока выставляется на максимум, таймер включаем на 15-20 минут. В случае отсутствия таймера просто засекаем время. По окончании экспресс-зарядки установите батарею на автомобиль и попытайтесь завести двигатель. Если разряд аккумулятора составляет более 50%, он будет в состоянии полностью зарядиться на ходу от генератора автомобиля. Если менее, стационарной зарядки не избежать.

Полная (глубокая) зарядка АКБ

Если времени у вас достаточно, проведите полную зарядку аккуиулятора. Это будет полезнее для «здоровья» вашей батареи. В данном случае ток заряда ставится на минимум и включаем аккумулятор на зарядку на 6-10 часов. Время может значительно варьироваться в зависимости от типа ЗУ, аккумулятора, глубины разряда, температуры окружающего воздуха и прочих обстоятельств. Его вы определите сами. Готовность батареи можно определить по информации на дисплее или стрелочном указателе зарядного устройства или по другой индикации.

Зарядка нового автомобильного аккумулятора

Иногда даже новый аккумулятор требуется дозарядить до начала его эксплуатации. Возможно, такой аккумулятор долго лежал в продаже, поэтому его заряжаем малым током в течение нескольких часов. Экспресс-заряд и заряд постоянным зарядным током применять крайне нежелательно. Проверяем уровень и плотность электролита, затем устанавливаем в машину.

Как проверить уровень заряда аккумулятора?

Заряд аккумулятора можно проверить как токовой нагрузкой, мультиметром или нагрузочной вилкой, так и путем замера плотности электролита ареометром. Ареометр – простой прибор, представляющий собой емкость с грушей для набора жидкости и плавающим внутри «поплавком», имеющий соответствующую градацию. Полный заряд батарей покажет плотность электролита в 1,28 г/куб.см. При разряде на 50% плотность падает до 1,20 г/куб.см. Полностью разряженный аккумулятор будет иметь плотность электролита 1,10 г/куб.см.

Замер плотности нужно производить во всех банках. При этом допускается разность в плотности в пределах +/- 0,01 г/куб.см. Если плотность в банках такова, отлично. Значит, батарея полностью исправна, нет внутренних замыканий. Если разность плотности электролита достигает 0.10 – 0.15 г/куб.см. – это повод задуматься и проверить аккумулятор более тщательно.

Как правильно «прикурить» аккумулятор от другой машины?

Ехать надо, а аккумулятор окончательно сел. Что делать в этой ситуации, если запасного аккумулятора нет,  и завести севший нет никакой возможности, либо время поджимает? Можно попробовать «прикурить» от другого автомобиля. Это достаточно распространенная помощь среди автолюбителей, которая, однако, не всегда делается правильно:

  • Автомобили ставятся на ручные тормоза и нейтраль, все без исключения электроприборы отключаются;
  • Необходимо припарковать автомашину максимально близко, но обязательно исключить непосредственный контакт кузовов автомобилей;
  • Использовать только специальные кабели. Именно специальные – толстые с большим сечением, гибкие и разноцветные, чтобы не спутать полярность. На концах должны быть только ребристые зажимы – «крокодилы». Никаких скруток, самодельных зажимов и прочего – это опасно искрением и взрывом;
  • Нужно убедиться, что провода лежат свободно и безопасно, не касаясь подвижных частей автомобиля. Например, отсутствует риск «намотки» проводов на вентилятор системы охлаждения;
  • Сначала красным проводом соединяем плюсовые выводы аккумуляторных батарей;
  • Далее черным или синим проводом подключаем сначала к отрицательному бору помощника, а затем к любой неокрашенной детали автомобиля с разряженной АКБ. Это важно! В случае прямого подключения к клемме разряженного аккумулятора, он быстро разрядит здоровый, а этого делать нельзя;
  • Запускаем двигатель автомобиля-донора на время от 2 до 10 минут. Далее глушим двигатель и проверяем, не ожил ли разряженный аккумулятор. Если нет, процедуру повторяем. Если все прошло успешно, глушим двигатель и отсоединяем провода строго в обратном порядке;
  • Прикуривание от зарядного или зарядно-пускового устройства полностью аналогично.

zavod-mashiny-s-tolkacha

Важно соблюсти эти требования:

  • Не стоит «прикуривать» при температуре ниже -15 С;
  • Не стоит «прикуривать» двухтонный внедорожник от малолитражки, вряд ли вы чего-то добьетесь, а вот убить АКБ малыша можете запросто;
  • «Прикуривать» можно только при 100% уверенности, что разряженный аккумулятор технически ИСПРАВЕН. Для этого вам придется сделать экспресс-проверку, следуя советам, данными ранее (целостность, уровень и цвет электролита, срок эксплуатации батареи). Неисправная батарея может привести к взрыву;
  • Процесс «прикуривания» разрешен автопроизводителями неофициально. Официально же, при повреждениях автомобиля и его владельца автомобиль могут снять с гарантии, а о страховках можно забыть. Вы делаете это на свой страх и риск;
  • Если ваш автомобиль не полностью исправен, аккумулятор не первой свежести, или автомобиль просящего вызывает аналогичные подозрения – смело откажитесь помогать. Лучше перетерпеть неприятную минуту и обвинения в нечуткости, чем «разгребать» последствия взрыва аккумулятора, пожара или увечий;
  • Нельзя прикасаться к проводам во время процесса, можно получить ожог или травму;
  • Обязательно купите специальные провода для «прикуривания», храните их бережно и всегда пользуйтесь только ими – это гарантия их исправности.

Хочется надеяться, что наши советы помогут вам завести машину с севшим аккумулятором или узнать, как правильно содержать аккумуляторную батарею вашего автомобиля.

Другие заметки автомобильной тематики

Ксенон — можно ли ставить? Инспекторы ГИБДД не редко предъявляют претензии водителям, у которых средства транспорта имеют ксеноновые фары, на которые установлен запрет согласно закону. Сотрудники ГИБДД составляют протокол, по к...
Что лучше дизель или бензин? Дизель или бензин- что лучше для кроссовера, что надежнее и экономичнее? Это актуальные вопросы, возникающие у людей, которые планируют приобрести автомобиль, в данном случае кроссовер. Важно разобрат...
Как утеплить двигатель на зиму своими руками? Зима — не самое лучшее для эксплуатации машины время года. Зимой возникают проблемы с запуском мотора и долгим его прогревом, но проблема решаема, вполне возможно утеплить двигатель автомобиля своими ...
Как уберечь автомобиль на наших дорогах Дороги наши - это история особая. Только наши водители умеют так ездить по ним на автомобилях, чтобы автомобиль оставался целым, и не пострадал ни водитель, ни пешеходы. Азы Водители просто обяз...

Ответить

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Заполните обязательные поля, помеченные *