Правильное торможение с ABS

Зимняя дорога полна неожиданностей, но если ваш автомобиль обрудован АБС, считайте, что он готов к таким дорогам намного лучше, но абэской нужно уметь правильно пользоваться. Чтобы рассмотреть рекомендации, как правильно тормозить с ABS, нужно для начала разобраться, что же представляет собой антиблокировочная система и зачем она нужна. Нужно вспомнить для этого уроки физики 9 класса.

АБС или классическая механика?

Двигаясь, колесо машины находится частью своей площади, называемой пятном контакта, в постоянном контакте с дорожным покрытием. Как колеса, так и весь автомобиль в это время находится под воздействием силы трения покоя. Эта сила имеет большею величину, чем сила трения скольжения, поэтому она не допускает проскальзывание колес. Чтобы остановить машину, нужно применять силу трения покоя.

Абс и классическая система торможения

При нажатии на педаль тормоза, происходит блокировка ведущих колес автомобиля, они перестают вращаться и находятся под действием силы трения скольжения, которой, несмотря на низкую величину, достаточно на дорогах, имеющих хорошее сухое покрытие. Но стоит пройти дождю или наступить заморозкам, или же при езде по раскисшей грунтовке, стоит лишь резко нажать на педаль тормоза, можно отправить автомобиль в занос. Чтобы данная ситуация не случалась, была создана система АБС.

Как работает ABS?

Система АБС в современное время — это сложный электромехнический «организм», в состав которого входят три элемента:

  • установленные на ступицах всех колес датчики скорости;
  • управляемые элементы, распределяющие давление по магистрали системы тормозов (на каждое колесо индивидуально);
  • блок управления, получающий сигналы датчиков скорости, обрабатывающий эту информацию, а затем распределяющий давление (усилие тормозов) на каждое колесо.

Чтобы система ABS срабатывала, должны выполняться следующие условия: нажатие педали газа и заблокированное хотя бы одно колесо. При подаче датчиком скорости сигнала о прекращении вращения колеса и начале действия на него силы трения скольжения, к нему тормозное усилие будет отключено. Колесо будет вращаться, но скорость вращения будет меньше, и погасить ее успеет первый тормозной импульс.

abs тест

После прекращения действия на колесо тормозного усилия, колесо вращается со скоростью, считываемой датчиком на ступице колеса, данные эти передаются на блок управления, где проводится анализ скорости по сложному алгоритму. Если она недостаточна низка, то на колесо передается очередной тормозной импульс, но сила теперь выбирается, чтобы торможение осуществлялось на грани блокировки (полной остановки колеса не будет).

Мощный процессор системы ABS успеет считать данные всех колес машины, проанализирует их, пошлет кратковременные тормозные импульсы и постарается уменьшить скорость вращения колес, не допуская полного и длительного их блокирования. По своей сути ABS является системой импульсного торможения. Гонщики NASCAR или Формулы 1 тормозят примерно также, нажимая многократно на педаль тормоза, чтобы автомобиль не терял управляемость. Но даже самым опытным гонщикам под силу за секунду нажать педаль тормоза не более 4 раз, а с системой АБС торможение возможно 10-15 раз в секунду.

Как работает АБС при резком торможении?

Антиблокировочная система в стандартной ситуации практически не оказывает влияния на длину пути торможения –  он такой же, как и в автомобилях без АБС. Плюсом является то, что управление автомобилем не теряется. Авто не уходит в занос, если он вызван торможением, а не нарушением скоростного режима и резким поворотом руля. Бывают случаи, когда не обойтись без экстренного торможения. Как же правильно выполнять торможение с АБС, если есть опасность возникновения аварийной ситуации?

На автокурсах предостерегают, что утапливание в пол педали газа приводит к заносу, что очень опасно. Правило это выполнять не нужно, если машина укомплектована АБС. Если необходимо резко затормозить, выдавливайте сразу педали сцепления и тормоза до упора. Да, выжимать сцепление обязательно, чтобы двигатель не принимал участия в торможении. Использование тормозных пульсаций не нужно, все сделает АБС. Вам лишь нужно резко вдавить обе педали в пол и отпустить их при полной остановке. Не пугайтесь жуткого скрежета во время торможения, он является результатом работы системы ABS.

Даже если покрытие дороги сложное обледенелое, то для резкой остановки нужно как можно резче тормозить, чтобы срабатывание антиблокировочной системы было моментальным. При торможении подруливайте себе, чтобы удержать машину на скользкой трассе и избежать столкновений. Основным плюсом системы ABS является то, что у вас остается возможность управления автомобилем.

Когда ABS бесполезна?

Правильное торможение с ABS важно, но нужно знать, как определять ситуацию, когда система не поможет, а лишь умения и силы будут вашими союзниками. Помехой может стать ABS на неровных дорогах, где ее срабатывание начнется с опозданием. Тормозные колодки начнут приотпускаться, когда колесо будет на «подлете», приземлившись оно некоторое время движется, пока на него подействует вновь тормозной импульс ABS.

испытание абс

Такая же ситуация может происходить на дорогах, имеющих смешанное покрытие (заснеженные или частично обледенелые трассы, с чередующимися участками мокрого или сухого асфальта, льда и снега). Системе ABS не свойственно успевать реагировать своевременно на меняющиеся условия, в данном случае нужно соблюдать скоростной режим и дистанцию. Машина с антиблокировочной системой на сыпучей поверхности (гравий, песок) тормозит хуже, чем авто без такой системы.

Основная роль в торможении отводится нагребаемому заблокированным колесом валу перед ним. Если есть ABS, то такого не происходит, и тормозной путь становиться длиннее. Если автомобиль едет на скорости 7-10 км, то срабатывания антиблокировки ждать не следует, поэтому осторожность нужна на скользких спусках. Опытные автомобилисты считают, что лучше обойтись без срабатывания ABS. Удачи.

Ответить

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Заполните обязательные поля, помеченные *